Подвенечные платья: благородная простота
Европейское платье, как тип одежды, точнее его прообраз, родилось в Греции. Греки приложили прямоугольный кусок материи к телу, скрепили на плечах декоративными булавками – фибулами, свободно прихватили поясом, расправили складки и назвали такое платье «пеплос» для женщин, «хитон» – для мужчин.
Этот было и просто, и гениально, и красиво, и универсально. В пеплосы и хитоны одевали греки своих богов, детей. Сами же одевались в такие платья и в будни и в праздники.
Невесте-гречанке ко дню свадьбы нужно было только подобрать более тонкое полотно для платья, чтобы выглядеть ещё грациознее в мягко струящихся складках спадающего до земли пеплоса. Невесты-аристократки могли позволить себе пеплос из дорогостоящей белой ткани.
Любили греки и орнаментальную отделку в наряде. Рисунок орнамента – геометрически сдержанный. Во всём, что бы греки ни делали, они руководствовались чувством меры и гармонии.
Невесте на голову возлагался венок или покрывало. В простом и ясном мироощущении греков веночек из скромной окружающей растительности был могучим символом. Лавровый венок до сих пор остался наградой победителя. Невесте в торжественной обстановке надевали на голову венок из живых цветов.
И конечно, украшения. Это серьги, браслеты, перстни, ожерелья. Из драгоценных металлов, слоновой кости. Утончённый вкус невесты-гречанки был, конечно, благосклонен к украшениям. Но всё в меру.
Искусство одеваться у греков заимствовали римляне. Платья носили такие же. Только формообразующий принцип драпировки в греческой одежде римляне возвели в культ. Девичью фигуру невесты поверх платья с головы до пят задрапировывали в покрывало из тонкой дорогой ткани. Покрывало называлось фламениум. Красота узора драпированных складок и была красотой свадебного наряда. Огненно-желтый цвет свадебного покрывала, вероятно, был связан с цветом солнца, как с символом источника силы, света и жизни.
Фламениум был торжественным убранством, и снимать его можно было только по прибытии домой, и только законному супругу.
Красна девица
Римское платье было усовершенствовано в Византии: появились полноценные рукава, в наряде присутствовала многослойность – надевали несколько одежд сразу, одна на другую.
Такая же новая женская мода из Византии попала в Древнюю Русь. И вплоть до XIX века русские невесты в день венчания чинно надевали длинную рубаху с широкими рукавами, на неё – сарафан, поверх сарафана – душегрею. На сарафане – вертикальная полоса с позументами.
Особы княжеских кровей обязательно надевали плащ-мантию. Русский плащ из тяжелой парчи с золотым шитьём выглядел драгоценным окладом статной невесты.
Девушки на Руси были статными, белолицыми и румяными. Широкие, тяжелые, длинные одежды свадебного наряда определяли гордую осанку и манеру двигаться. Под грузом одежд невеста не могла «идти замуж», она могла выступать плавно, несуетливо – как лебедушка. Вдоль щек позвякивали подвески-рясы – украшения, прикреплённые к венцу-обручу – головному убору невесты.
Цветом любимым и праздничным был красный – на старославянском значит «красивый».
Прямой, расширенный книзу силуэт русского свадебного наряда у знати сохранялся до XVIII века, пока Пётр I не приказал следовать всем, и барышням в том числе, европейской моде, и больше в русское платье не «рядиться». С тех пор традиции княжеской Руси ещё сто лет сохранялись только в народной глубинке. Вспыхивали ярким красным цветом сарафаны невест на свадьбах. В столицах же теперь стали модными декольте, рюши, оборки, банты и пр.
Подвенечное платье. Кто придумал декольте?
Поставив их бок о бок, её спросили вновь,
Отдаст ли королевичу она свою любовь
Сказала «да» чуть слышно в конце-концов она,
И тут же Зигфриду была женой наречена.
(Песнь о Нибелунгах)
Не так-то просто Зигфриду и другим средневековым рыцарям было услышать от возлюбленной «да» и вместе с ним получить на свадебной церемонии долгожданный поцелуй. Многочисленные подвиги во имя Прекрасной Дамы, с блеском выигранные турниры, слава доблестного воителя (побеждённого всего один раз – избранной Дамой – и навсегда)... Только в таком случае недоступная красавица соглашалась пойти под венец.
Средневековая европейская невеста – это хрупкое, почти бестелесное и одухотворённое создание. Она имела покатые плечи, узкие ладони с длинными пальцами и нереально узкую талию. Как ей это удавалось?
Свой неземной образ невеста XII–XIV веков сконструировала, конечно же, с помощью платья. Линия талии поднята до груди. Пышная юбка от широкого пояса под грудью ниспадает мягкими фалдами, контрастно выделяя узкую верхнюю часть силуэта – бюст, стянутый корсетом. Тонкая шея и грудь обнажены глубоким остроконечным вырезом платья. Вырез делался таким глубоким, что его нужно было закладывать вставкой из прозрачной вышитой ткани. Декольте пряталось в меховой опушке. Мехом – беличьим или редким горностаем, отделывался и низ платья.
Подвенечные платья: благородная простота
Европейское платье, как тип одежды, точнее его прообраз, родилось в Греции. Греки приложили прямоугольный кусок материи к телу, скрепили на плечах декоративными булавками – фибулами, свободно прихватили поясом, расправили складки и назвали такое платье «пеплос» для женщин, «хитон» – для мужчин.
Этот было и просто, и гениально, и красиво, и универсально. В пеплосы и хитоны одевали греки своих богов, детей. Сами же одевались в такие платья и в будни и в праздники.
Невесте-гречанке ко дню свадьбы нужно было только подобрать более тонкое полотно для платья, чтобы выглядеть ещё грациознее в мягко струящихся складках спадающего до земли пеплоса. Невесты-аристократки могли позволить себе пеплос из дорогостоящей белой ткани.
Любили греки и орнаментальную отделку в наряде. Рисунок орнамента – геометрически сдержанный. Во всём, что бы греки ни делали, они руководствовались чувством меры и гармонии.
Невесте на голову возлагался венок или покрывало. В простом и ясном мироощущении греков веночек из скромной окружающей растительности был могучим символом. Лавровый венок до сих пор остался наградой победителя. Невесте в торжественной обстановке надевали на голову венок из живых цветов.
И конечно, украшения. Это серьги, браслеты, перстни, ожерелья. Из драгоценных металлов, слоновой кости. Утончённый вкус невесты-гречанки был, конечно, благосклонен к украшениям. Но всё в меру.
Искусство одеваться у греков заимствовали римляне. Платья носили такие же. Только формообразующий принцип драпировки в греческой одежде римляне возвели в культ. Девичью фигуру невесты поверх платья с головы до пят задрапировывали в покрывало из тонкой дорогой ткани. Покрывало называлось фламениум. Красота узора драпированных складок и была красотой свадебного наряда. Огненно-желтый цвет свадебного покрывала, вероятно, был связан с цветом солнца, как с символом источника силы, света и жизни.
Фламениум был торжественным убранством, и снимать его можно было только по прибытии домой, и только законному супругу.
Красна девица
Римское платье было усовершенствовано в Византии: появились полноценные рукава, в наряде присутствовала многослойность – надевали несколько одежд сразу, одна на другую.
Такая же новая женская мода из Византии попала в Древнюю Русь. И вплоть до XIX века русские невесты в день венчания чинно надевали длинную рубаху с широкими рукавами, на неё – сарафан, поверх сарафана – душегрею. На сарафане – вертикальная полоса с позументами.
Особы княжеских кровей обязательно надевали плащ-мантию. Русский плащ из тяжелой парчи с золотым шитьём выглядел драгоценным окладом статной невесты.
Девушки на Руси были статными, белолицыми и румяными. Широкие, тяжелые, длинные одежды свадебного наряда определяли гордую осанку и манеру двигаться. Под грузом одежд невеста не могла «идти замуж», она могла выступать плавно, несуетливо – как лебедушка. Вдоль щек позвякивали подвески-рясы – украшения, прикреплённые к венцу-обручу – головному убору невесты.
Цветом любимым и праздничным был красный – на старославянском значит «красивый».
Прямой, расширенный книзу силуэт русского свадебного наряда у знати сохранялся до XVIII века, пока Пётр I не приказал следовать всем, и барышням в том числе, европейской моде, и больше в русское платье не «рядиться». С тех пор традиции княжеской Руси ещё сто лет сохранялись только в народной глубинке. Вспыхивали ярким красным цветом сарафаны невест на свадьбах. В столицах же теперь стали модными декольте, рюши, оборки, банты и пр.
Подвенечное платье. Кто придумал декольте?
Поставив их бок о бок, её спросили вновь,
Отдаст ли королевичу она свою любовь
Сказала «да» чуть слышно в конце-концов она,
И тут же Зигфриду была женой наречена.
(Песнь о Нибелунгах)
Не так-то просто Зигфриду и другим средневековым рыцарям было услышать от возлюбленной «да» и вместе с ним получить на свадебной церемонии долгожданный поцелуй. Многочисленные подвиги во имя Прекрасной Дамы, с блеском выигранные турниры, слава доблестного воителя (побеждённого всего один раз – избранной Дамой – и навсегда)... Только в таком случае недоступная красавица соглашалась пойти под венец.
Средневековая европейская невеста – это хрупкое, почти бестелесное и одухотворённое создание. Она имела покатые плечи, узкие ладони с длинными пальцами и нереально узкую талию. Как ей это удавалось?
Свой неземной образ невеста XII–XIV веков сконструировала, конечно же, с помощью платья. Линия талии поднята до груди. Пышная юбка от широкого пояса под грудью ниспадает мягкими фалдами, контрастно выделяя узкую верхнюю часть силуэта – бюст, стянутый корсетом. Тонкая шея и грудь обнажены глубоким остроконечным вырезом платья. Вырез делался таким глубоким, что его нужно было закладывать вставкой из прозрачной вышитой ткани. Декольте пряталось в меховой опушке. Мехом – беличьим или редким горностаем, отделывался и низ платья.